Как соответствует лицензирование дезинфекционной деятельности действующему законодательству? Разрешение на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации и поддержка предпринимательства.
Ну уж начиная совсем с древнейших времён историю споров по данному вопросу рассматривать, на наш взгляд, не разумно, рассмотрим период новейшей истории – конец XX - начало XXI века. Обзор сделан по материалам, взятым из СПС КонсультантПлюс и сайта ФАС.
Впрочем, в докладе ФАС за 2015 год уже рассматривался вопрос лицензирования работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, в том числе и с исторической точки зрения (ссылка приведена на документ ниже).
Устаревший документ «Гигиенические требования к учреждениям, организациям, предприятиям и лицам, занимающимся дезинфекционной деятельностью. Санитарные правила. СП 3.5.675-97» был утверждён Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.10.1997 № 23. Вступил в силу с 1 февраля 1998 года и первоначально сроком 3 года законодатель ограничивал актуальность текста данного документа. Но потом передумали еще два раза:
1) Действие документа продлено до 1 июля 2002 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.02.2002 №5;
2) Действие документа продлено впредь до отмены или утверждения новых Санитарных правил Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.07.2002 № 22.
И, наконец таки, утратил силу с 30 июня 2003 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 №132.
В соответствии с пунктом 1.1, Санитарные правила СП 3.5.675-97 распространялись «на учреждения и организации различных ведомств, общественных объединений, на предприятия и иные хозяйствующие субъекты независимо от их принадлежности и форм собственности, должностных лиц и граждан, занимающихся дезинфекционной деятельностью». Впрочем, как и действующие на сегодняшний день.
Пункт 5.5. рассматриваемых нами СП 1997 года гласил, что «учреждения, организации, предприятия и др., занимающиеся дезинфекционной деятельностью, должны иметь лицензию на этот вид деятельности, полученную в установленном порядке» в силу статьи 17 Федерального закона от 25.09.1998 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ссылаясь на документы:
- Постановление Правительства Российской Федерации № 1418 от 24.12.94 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Постановление Правительства Российской Федерации № 688 от 11.06.96 «Об утверждении Положения о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, Положения о лицензировании проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ.»;
- Постановление Госкомсанэпиднадзора № 7 от 26.07.96 «Об утверждении перечня лицензируемых видов дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ»
Лицензия 2000 года.
Пункт 5.6. вышеупомянутых СП от 1997 «Сотрудники учреждений, организаций, предприятий и др., а также физические лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, должны иметь специальную подготовку по конкретным направлениям дезинфекционной деятельности (дезинфекция, стерилизация, дезинсекция, дератизация), полученную в установленном порядке в учреждениях, аттестованных для педагогической работы по указанным направлениям (2.4, 2.5).» как эхо и в, действующих ныне, СП 3.5.1378-03*/смотрим пункт 2.20/*. Какие темы входят в теоретический курс по профессии "Дезинфектор" можно прочитать в нашей статье.
В приложении к Постановлению Правительства РФ от 20.06.2001 № 474 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, Положения о лицензировании деятельности по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ и Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний» так же были обозначены виды рассматриваемых нами работ. Данное положение было в 2002 году заменено следующим Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 501 «Об утверждении Положения о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний», в котором как видим из названия, работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации уже не попадали под лицензирование.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» старый утратил силу со дня вступления в силу нового Федерального закона под номером 128-ФЗ от 08.08.2001.
Новым Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензирование проведения работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации не было предусмотрено, даже в разделе о медицинской деятельности. Итак, как посчитала ФАС в своём докладе, прошло 11 лет.
Работы по дезинфектологии в составе медицинской деятельности стали подлежать лицензированию в связи с появлением и вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», включающем и «Положением о лицензировании медицинской деятельности …»)
Акты, содержащие такие факторы, как неопределённость употребляемых терминов, противоречивость норм, широкие пределы для субъективного усмотрения должностных лиц административных органов, когда правовая экспертиза текстов проектов, сделана слабо, спустя рукава, создают возможности для злоупотребления полномочиями. Неопределённые трудновыполнимые требования становятся искусственными барьерами для коммерческих структур и индивидуальных предпринимателей, работающих в рыночной экономике.
Документ, дающий определение понятию "дезинфектология", появился и того позже. Читаем ГОСТ Р 56994-2016 Дезинфектология и дезинфекционная деятельность. Термины и определения. Причем, в соответствии со статьей 1 этого документа, термины «рекомендуются», а не обязательны. Цитируем текст пункта 2.1.3: дезинфектология: Область науки, изучающая закономерности неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней путем воздействия на патогенные биологические объекты и их переносчиков.
Вот сомневаемся, что все, кто работами/услугами по дезинсекции, дератизации и дезинфекции занимаются, ставят перед собой научные цели. */ГОСТ скачать можно:
Письмо Росздравнадзора от 24 мая 2013 года о лицензировании дезинфектологии (и применении понятия "дезинфектологии" к организациям, проводящим мероприятия в рамках оказания медицинской помощи).
Однако, в более близкие к нам периоды споры вокруг «лицензирования дезинфекционной деятельности» и «предприятий, выполняющих различные виды работ в рамках дезинфекционного дела (дезинфекции, дезинсекции, дератизации)» то набирали обороты, то утихали и в судах, и в переписке с министерствами или прокуратурой.
Рассмотрим некоторые из них по годам:
2014
В письме Министерства Здравоохранения РФ от 13 мая 2014 г. № 24-1-2036856 (за подписью Директора Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека М.П.Шевыревой) приведены следующие рассуждения:
Так в в абзаце 2 читаем:«Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1), введенным в действие постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст (далее - ОКВЭД), вид деятельности 74.70.3 "Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ", в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, предусматривается как часть подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" Раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", что, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), не является лицензируемым видом деятельности».
И плавно сделан вывод в конце письма: «Таким образом, деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе предоставление услуг по дезинфекции, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона N 323-ФЗ или подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" в терминологии ОКВЭД и, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», является лицензируемой».
А мы помним, что письма министерств и ведомств, хоть и разъясняют законодательство, но всё-таки не являются нормативно-правовыми актами, поэтому глагол «может», употреблён, полагаем, в смысле «не запрещено, если желаете».
Полностью текст письма можете скачать тут:
Письмом от 14 октября 2014 г. № 24-1/3060814-2592 Заместитель директора Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Минздрава России Н.А.Костенко практически теми же фразами поясняет законодательство, касающееся лицензирования дезинфекционной деятельности. (Скачав оба письма {октябрьское тут}, у Вас появляется возможность самостоятельно сравнить тексты).
Автор (или подписант) письма приходит к выводу о необходимости «внесения изменений и дополнений в Требования, с целью устранения противоречий при установлении необходимости лицензирования работ (услуг) по дезинфектологии». Под «Требованиями» в письме имеется в виду Приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях». На что позже, в 2015 году, обратит внимание и ФАС в докладе */цитаты и ссылки на доклад ниже по хронологии/* скачать можно тут.
Вывод напрашивается сам собой: «ВНИМАТЕЛЬНЕЕ С ОКВЭД!»
2015
В «Докладе Федеральной антимонопольной службы о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» в начале 2015 года снова поднималась тема лицензирования дезинфекционной деятельности. Причём, если читать внимательно весь текст доклада, то в нём можно найти и историю этого вопроса. Вот некоторые цитаты из доклада:
- «Отдельно ФАС России обращает внимание на проблему правовой неурегулированности вопроса лицензирования вида работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, по дезинфектологии.» … «Положением о лицензировании медицинской деятельности работа (услуга) «дезинфектология» отнесена к медицинской деятельности и, следовательно, подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании. Вместе с тем, термин «дезинфектология» действующим законодательством Российской Федерации не определен. Требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в целях лицензирования по дезинфектологии, Минздравом России не установлено».
- «однако в настоящее время отсутствует нормативно правовое регулирование, определяющее тождественность либо взаимоувязку данного вида деятельности с работами (услугами), составляющими медицинскую деятельность по дезинфектологии.»…
- «В условиях отсутствия понятия дезинфектологии и требований к данным видам работ (услуг), а также в результате противоречивых разъяснений, содержащихся в письме Росздравнадзора от 24.05.2013 № 16и-521/13 и двух письмах Минздрава России от 13.05.2014 № 24-1-2036856 и 14.10.2014 № 24-1/3060814-2592, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, столкнулись с неоднозначной трактовкой необходимости лицензирования данных работ (услуг), а у органов лицензирования возникли проблемы с определением организаций, подлежащих лицензированию, так как работы по дезинфекции, дезинсекции и дератизации проводятся в рамках санитарно-противоэпидемических мероприятий, а не в рамках оказания медицинской помощи»...
(Доклад Федеральной антимонопольной службы о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. 2015 год., (Электронный ресурс). URL: www.privatmed.ru)
Коллеги, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, решили пойти дальше писем и дошли до Верховного суда РФ. И им в мае 2015 года Верховный суд в определении указал что, суды апелляционной и кассационной инстанций,… «пришли к выводу о том, что в случаях если дезинфекционная деятельность осуществляется в рамках медицинской деятельности, то она, безусловно, подлежит лицензированию…. на работы, направленные исключительно на умерщвление или отпугивание членистоногих, с целью снижения их численности, имеющие эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение,»… не требуется «наличия лицензии на медицинскую деятельность.». И в сентябре 2015 еще раз Верховным судом РФ в решении отмечено «Утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). При этом названный Федеральный закон предусматривает, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности…» и «Доводы заявителя о том, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия являются одним из видов медицинской деятельности, вследствие чего подлежат лицензированию, несостоятельны, поскольку из определений понятий медицинской деятельности и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не следует, что указанные мероприятия могут проводиться только в рамках медицинской деятельности.»
Решением ВС РФ от 9 сентября 2015 г. № АКПИ15-728 тому же истцу указано, что «требования заявителя фактически направлены на расширение требований действующего законодательства в области лицензирования». Определение и решение ВС РФ по вопросу истца в полном объёме можно посмотреть тут
2016
Медицинские учреждения аналогичным образом пребывали в замешательстве, когда нужно лицензировать деятельность, а при каких работах это вовсе и не требуется. Вот один из примеров выводов, сделанных
Верховным судом в постановлении от февраля 2016 года: если «проведение обществом дезинфекционных мероприятий по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации принадлежащих ему изделий медицинского назначения, используемых в работе общества, является необходимым условием осуществления медицинской деятельности - обязанностью общества, установленной требованиями СанПин 2.1.3.2630-10.», и «ввиду того, что общество не оказывает медицинских услуг по дезинфектологии, выраженных в медицинском вмешательстве и имеющих самостоятельное законченное значение, не предоставляет услуг по медицинской помощи в области дезинфектологии», то … «инкриминируемые обществу действия (при отсутствие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по дезинфектологии, при том, что предоставленная обществу лицензия на осуществление медицинской деятельности такого вида работ как дезинфектология не содержит) не образуют состав административного правонарушения».С текстом постановления можно ознакомится:
В 2016 году «вновь» в последнем абзаце письма от 9 июня 2016 г. № 14-5/993 заместителем директора Департамента санитарно-эпидемиологического благополучия Минздрава РФ С.В. Полуниным подчёркнуто, что «при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.» Полный текст письма ниже:
2017
В определении от 20 июня 2017 г. № 309-АД17-7246 Верховный Суд РФ отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Суть дела первоначального была в установлении факта оказания предпринимателем услуг по заключительной дезинфекции в очагах туберкулеза в отсутствие соответствующей лицензии на осуществление данной медицинской деятельности. Выяснилось это по итогам проверки, проведенной управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении учреждения здравоохранения Свердловской области «Противотуберкулезный диспансер».
Справедливости ради, отметим, что материальное право действительно было нарушено в данном случае. В силу Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.02.2015 № 6 санитарные правила по этому виду инфекции, при проведении заключительных мероприятий в очаге, однозначно говорят об обязательности лицензии на медицинскую деятельность. Текст определения ВС РФ можно скачать тут
Так же имеют место быть судебные споры, связанные с вопросами качества услуг, оказываемых в рассматриваемой нами сфере - «дезинфекционной деятельности». Так определением ВС РФ от 25 апреля 2017 г. № 305-ЭС17-3606 было отказано обществу с ограниченной ответственностью "Центр дезинфекции" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Так как при рассмотрении предыдущими инстанциями материалов дела не было допущено нарушений материального или процессуального права. Выводы о факте ненадлежащего исполнения ответчиком (исполнителем) обязательств по договору в части качества проведенной дезинсекции помещений, подтверждены экспертизой, причем отметим, что стоимость экспертизы во много превысила сумму административного штрафа. Приятно заметить, что вопрос о лицензировании дезинсекционных и дератизационных услуг в определении ВС РФ суда не обсуждался. Возможно, качество оказываемых услуг и соответствовало их стоимости, (получившейся как результат участия в аукционах, конкурсах или тендерах). И это заставляет задуматься, о рыночных взаимоотношениях, пропорции цена/качество, о реальной возможности за низкую цену оказать качественную услугу, и, конечно, о предпринимательских рисках. Ознакомиться с полным текстом определения можно, скачав документ:
И в текущем году была сделана попытка нормами материального права «работы по дезинсекции» независимо от отношения к медицинской деятельности или иной деятельности «Предоставление прочих видов услуг» подвести под лицензирование.
Первоначально опубликованную версию можно посмотреть тут
Рады отметить, что коллизия, устранена в кратчайшие сроки. Версия с изменениями, которая вышла «взамен разосланного» ранее ниже
Конечно, на спрос всегда есть предложение! И сегодня «добрые люди» со страниц сайтов в интернете, обещают помочь с лицензированием на дезинфекционную деятельность по направлению «Дезинфектология», а также предлагают методические рекомендации для ленивых.
*/Кстати в СПС КонсультантПлюс есть и вполне понятный путеводитель по госуслугам для юр.лиц, желающих получить лицензию на осуществление медицинской деятельности./*
В защите своих прав и интересов организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся дезинфекцией, дезинсекцией и дераттизацией, могут обратить внимание и на пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального «Закона о защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006. В соответствии с которым, органам государственной и исполнительной власти различного уровня, организациям, связанным с предоставлением гос и муниципальных услуг и госфондам запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам». Коммерческие организации, выполняющие работы (услуги) по дезинсекции, дератизации и дезинфекции, вправе соотнести действия (бездействие) административных органов и признаки нарушения антимонопольного законодательства. Правда, трудно без специального образования блуждать в юридических тонкостях и нюансах.
-
Письмо Генеральной прокуратуры РФ от октября 2017 о лицензии на медицинскую деятельностьФайл .pdf (310 Kб.)
-
Письмо Минздрава России от ноября 2017 о СанПин 3.5.2.3472-17 по дезинсекции (утратил силу с сентября 2021 года)Файл .pdf (608 Kб.)
Хотя, в нашем государстве де-юре прецедентное право отсутствует, советуем обратиться к решению и предписанию ФАС по вопросу нарушения антимонопольного законодательства, «приводящего к устранению с рынка дезинфекционных работ конкурентов». Скачать материалы можно по ссылкам:
-
ФАС решение_14.2016-1508331726Файл .pdf (376 Kб.)
-
ФАС Предписание_14.2016-1508331704Файл .pdf (90 Kб.)
Таким образом, мы приходим к выводу, что лицензия на дезинфекционную деятельность (дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию) нужна в случае, если это прямо указано в нормативно-правовом акте, как например, в пункте 9.5 СП 3.1.2.3114-13. Однако, отсутствие чёткого регулирования вопроса лицензирования дезинфекционной деятельности, в любом случае не должно отражаться на качестве услуг и их безопасности для окружающих.
Должны вызывать разумное удивление у клиентов (организаторов, потребителей) дезинфекционных услуг, и случаи, когда в выписках из ЕГРЮЛ у юр.лиц указан виды деятельности и основные, и дополнительные «Услуги по обслуживанию зданий и сооружений», как и положено в соответствии с ОКВЭД код начинается с «81», а лицензия выдана на медицинскую деятельность, у которой совсем другие коды.
На момент написания статьи действует ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст который относит рассматриваемую нами деятельность к РАЗДЕЛу
N | УСЛУГИ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ | |
81 |
Услуги по обслуживанию зданий и территорий Эта группировка включает: - предоставление различных вспомогательных услуг в пределах помещений клиента, внутреннюю и внешнюю очистку зданий всех типов, очистку промышленного оборудования, мытье поездов, автобусов, самолетов и т.д., очистку внутренней части автоцистерн и морских танкеров, дезинфекцию и дезинсекцию в зданиях, на судах, в поездах и т.д. |
|
81.2 |
Деятельность по чистке и уборке Эта группировка включает: - деятельность по общей уборке внутренних помещений в зданиях, внешней очистке зданий, специализированной очистке зданий или другой специализированной очистке, очистке промышленного оборудования, очистке изнутри автоцистерн и танкеров, дезинфекции и дезинсекции зданий и промышленного оборудования, мойке бутылей, подметании улиц и уборке снега и льда Эта группировка не включает: - защиту растений от болезней и насекомых-вредителей, см. 01.61; - приведение в порядок новых зданий после завершения строительства, 43.39; - пароструйную и пескоструйную очистку фасадов зданий, см. 43.99; - чистку ковров, драпировок, занавесей и штор, см. 96.01 |
|
81.29 |
Деятельность по чистке и уборке прочая Эта группировка включает: - очистку и обслуживание плавательных бассейнов; - очистку и мойку поездов, автобусов, самолетов и т.д.; - очистку внутренних частей автоцистерн и танкеров; - дезинфекцию и дезинсекцию зданий и оборудования; - мытье бутылок; - очистку улиц и зданий от снега и льда; - предоставление прочих услуг по мытью и уборке Эта группировка не включает: - защиту растений от болезней и насекомых-вредителей, см. 01.61; - мойку автомобилей, см. 45.20. |
|
81.29.11 |
Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации Эта группировка включает: - услуги по дезинфекции жилых зданий и прочих зданий и сооружений; - услуги по дезинфекции транспортных средств, например автобусов, поездов, судов, самолетов; - услуги по уничтожению насекомых, грызунов и прочих вредителей; - услуги по фумигации и услуги по борьбе с вредителями |
|
81.29.11.000 | Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации |
Имеется также и РАЗДЕЛ Q определяющий УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, в котором при желании всегда есть возможность поискать что-то подходящее и связанное с медицинской деятельностью.
2018
В начале 2018 года много информационного шума спровоцировали решения судов:
Вспомним, в России принята континентальная система права, предусматривающая верховенство закона, а не судебного прецедента. Минздрав который год не спешит проявить законотворческую инициативу и разработать чёткие, обоснованные и понятные лицензионные требования к оказанию работ по дератизации дезинсекции и дезинфекции, проводимых вне рамок медицинской деятельности (помощи). Так как в законодательстве требование на получение лицензии на обсуждаемые виды работ отсутствуют, суды любого уровня имеют возможность в зависимости от обстоятельств и подготовленности сторон судебного процесса, давать новую интерпретацию норм законодательства.
Частный бизнес без однозначно сформулированной, логичной нормативной базы рискует морально и материально: при оказании услуг оказаться нарушителем, со штрафами, иными административными мерами воздействия и без инвестиций. Пока «в огороде бузина, а в Киеве дядька», предприниматель вынужден закидывать государственные органы письмами и хорошо, если дождется ответ. Вот повезло:
-
Письмо Министерства здравоохранения Челябинской области от 14.02.2018 № 02/888Файл .pdf (1.2 Мб.)
-
Письмо здравоохранения РФ от 27.02.2018 № 27-3/3008543-81 (часть 1)Файл .pdf (341 Kб.)
-
Письмо здравоохранения РФ от 27.02.2018 № 27-3/3008543-81 (часть 2)Файл .pdf (374 Kб.)
2019
Важный шаг в общем деле коллег дезинфекторов обращение в прокуратуру от ассоциации. Согласно статье 1 законаФЗ-2202-1 "О прокуратуре Российской Российской федерации" Прокуратура - система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
И получение ответа в сентябре 2019 года, которое можно использовать для разъяснения ситуаций при требовании местных исполнительных органов и иных органов "наличия лицензии по дезинфектологии» для оказания услуг по дератизации, дезинсекции, дезинфекции вне рамок медицинской деятельности.
-
Письмо в Генеральную прокуратуру РФ "Об обращении Генеральной прокуратуры в пленум Верховного суда по вопросу неоднозначной судебной практики Верховного суда по вопросу лицензировании «дезинфектологии»" (Исх. No 23/2019 от 02.08.2019)Файл .pdf (618 Мб.)
-
Ответ генпрокуратуры на вопрос Ассоциации "Дезинфекция и пест-контроль" от 17.09.2019 за № 8-1236-2019Файл .pdf (764 Kб.)
-
Ниже можно скачать Постановление Верховного суда 2019 года на тему лицензирования услуг по дератизации с выводом о том, что лицензия не нужна.
Постановление Верховного Суда РФ от 29.04.2019 N 46-АД19-1 ТФайл .rtf (46 Kб.)
2020